Статьи
История

«Золотое сечение» – просто о сложном.

Автор: Дмитрий Жуков
Руководитель архитектурного бюро "PROSPACE", архитектор
Лауреат премии "Золотое сечение" 2013
Лауреат премии "ДОМ года" 2007
http://arch-prospace.ru

Все мы слышали выражение «Золотое сечение», давайте разберемся, что же оно значит?

Золотое сечение или золотая пропорция применяется в композициях картин, зданий, да и природа тоже часто «использует» данный стандарт в своих шедеврах. Чтобы понять, как это работает предлагаю сначала разобраться с термином композиция. Композиция в переводе с латинского это составление Целого из частей. Вот так всё просто и гениально! Все великие произведения искусства прекрасны как в целом, так и в деталях, при этом все детали неслучайны и создают то самое целое, которым мы восхищаемся.

Золотое сечение это пропорция частей к целому, которая считается идеальной. А именно это такая пропорция, при которой меньшая часть так относится к большей как большая к целому.

На языке математики это можно написать так: А/Б=(А+Б)/А при этом прямоугольник АБ имеет те же пропорции что и большой прямоугольник.

Вот такая геометрия гармонии. В математике есть последовательность чисел Фибоначчи, которые олицетворяют золотое сечение, с помощью которых можно легко построить прямоугольник золотого сечения, показанный выше. Удивительно, что Золотое сечение есть и используется не только в искусстве, но и в математике и как следствие в других точных науках. Не случайно великий Леонардо да Винчи, который первым ввел термин «золотое сечение» в конце 15 века, известен также как математик и инженер.

В 1509 году в книге «Божественная Пропорция», иллюстрации к которой принадлежат, как раз, Леонардо да Винчи, монах Лука Пачоли дал научное определение этому правилу. Он видел в золотом сечении божественное единство:
маленькая часть – это сын;
большая – отец;
целое – это святой дух.
Вот такая духовная геометрия!

Идея золотого сечения раскрывает глубинную, изначальную связь духа, науки и искусства и ясно показывает, что прекрасное есть везде, что все в мире исходит из одного источника, Мир прекрасен и един.

Золотое сечение или близкие ему пропорциональные отношения легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства, главным образом в архитектуре и живописи античности и эпохи Возрождения.

На основе пропорций золотого сечения формируется золотая спираль, по которой построены многие природные элементы.


Золотое сечение в Природе.


Золотое сечение создает образы, красота которых притягивает взгляд, причем самое интересное то, что многие художники никогда специально не пользовались правилами золотого сечения, а создавали свое шедевры интуитивно в правильных пропорциях. Золотое сечение в них находили уже искусствоведы и ценители прекрасного. Так многие художники располагали смысловой центр картины на линиях золотого сечения, для наглядности можно привести следующие примеры:

«Большая волна в Канагаве»

Кацусика Хокусай, 1823-1831


«Мадонна со щеглом»

Рафаэль Санти, 1505-1506


Центр картин также часто располагается на диагонали «золотого» прямоугольника или точках пересечения границ прямоугольников вписанных в основной. По диагонали может развиваться основное движение на картине или она может соединять основных персонажей, направляя взгляд зрителя от одного к другому.


Подводя итог, можно сказать, что красота имеет свои каноны, однако это очень тонкая вещь, и художник может легко ее потерять, если его творчество не искренно. Творить нужно от сердца. Истинные шедевры нельзя разложить на формулы, они спонтанны и прекрасны сами по себе, также как и сама Природа.