Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!
С.Я. Маршак
Для большинства из нас, современных россиян, встреча Нового года на протяжении всей жизни остается самым ожидаемым и любимым праздником. Всегда ли так было?
В давние времена у земледельческих народов новый год начинался с началом полевых работ, отсюда и празднование связывалось с приходом весны.
На Руси новый год успешно «встречали» дважды. Сначала в декабре - зимнее солнцестояние имело особое место в народном календаре, а 1 марта церковь и светская власть отмечали «официальный» праздник Нового года. Позже (1497), по настоянию церкви, официальная дата переместилась на 1 сентября. Спустя два столетия 15 декабря 1699 года царским указом Петра Алексеевича светская власть взяла верх над духовной: повелевалось отменить летоисчисление от сотворения мира и вести его от Рождества Христова, а Новый год праздновать 1 января. С 1700 года жизнь России синхронизировалась с Европой и христианскими странами, другими славянскими и греческим народами. Да и период на празднование Указом был отведен не малый, с 1-го числа по 7-е число генваря. Праздничное украшение вечнозеленых деревьев, стрельба ракетами из пушек и ружей, ночные огненные потехи так с того времени и радуют россиян.
Посиделки, Ряженые, Святки, Вертеп, Гадания – это про этот особый зимний период года в русской деревне, когда народ веселился и делал все то, что было недопустимо в обычное время. А также ожидание чуда, заклинание духов…

«Елочный торг»
Борис Кустодиев, 1918
Самая правдоподобная легенда о том почему именно ель наряжают на Новый год гласит что в споре ангелов о том какое дерево подарить людям на Рождество они остановились на ели, покорившей их своим жизнелюбием и теплым хвойным запахом. Так и для германцев это вечнозеленое дерево гармонировало вере в постоянное возрождение сил земли. А они были первыми, кто еще в языческие времена почитали ель как воплощение мирового древа. И вот с 1840 -х годов елка «захватывает» Рождественскую Европу и Америку. В России в это же время и этими же германцами, не без интересов коммерсантов, почуявших прибыли, елка «вносится» не только в привычный для нее кабак, но и к каждому в дом. В конце XIX века стихийные елочные базары превращали город в лес. Елками торговали даже мясные лавки.
Подход к украшению новогодней елки и сами елочные украшения развивались от года к году. Начиналось все со скромных свечей и яблок, а затем… «было ну очень нарядно» (!), главной целью становится восхищение, а зачастую и участие детей в изготовлении игрушек и в самом процессе наряжания. Всех членов семьи единили приятые хлопоты, поэтому время нахождения новогодней елки в доме выросло с одного дня до двух трех-недель. Кстати, распространение электричества позволило исключить пожары, травмы и другие драматические истории, а разработки безопасных красителей исключили отравления детей при попытках использовать украшающие елку красивые сладости по прямому назначению «когда родители не видят».

«Подготовка к рождеству»
Сергей Досекин, 1896
Дальше больше! В наши дни новогодние представления для детей уже так и называются «Елка»! Однако какая Елка может пройти без волшебства и самых таинственных волшебников, Деда Мороза и внучки Снегурочки? Автором легенды о Снегурочке считают Островского Александра Николаевича, в 1873 году написавшего пьесу о бледной светловолосой красавице, дочери Деда Мороза и Весны Красы. Но эта печальная история никак не подходила для праздничного настроения, поэтому образ Снегурки раздвоился на героиню поэтических и литературных произведений и родственницу Деда Мороза (дочка или внучка, не важно). Праздничная Снегурочка дружит с лесом и лесными зверями, она помогает малышам побыстрее привыкнуть к большому и грозному на вид Деду Морозу. После новогодней Елки 1937 года в Доме Союзов Снегурочка стала официальной спутницей Деда Мороза, и детишки ждали их всегда вместе. Дед Мороз постарше, а значит и появился раньше, в 1840 году Одоевский Владимир Федорович придумал его в своих «Детских сказках дедушки Иринея» и назвал Морозом Ивановичем. Дед Мороз практически одновременно зашел в дома с елкой, но сначала как игрушка под елкой. Постоянно расширяя свое влияние на детишек, вскоре Дед Мороз уже и воспринимался как устроитель праздника и даритель самой елки и подарков.

«Снегурочка»
Виктор Васнецов, 1899
Так получилось, что эта «версия главных героев праздника» не соответствует канонам православной церкви, поэтому Елку стали «передвигать» от Рождества к Новому году, как празднику светскому и новому. Но и там советская власть пыталась уничтожить праздник все-таки как поповский. И елка на время уходила в подполье. Спас детишек всей страны советов Павел Петрович Постышев, опубликовав в «Правде» короткую заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую Елку!». Остается только догадываться кто дал разрешение на этот призыв, но за 4 дня уходящего года родился уже новогодний праздник всего социалистического народа! Надо отдать должное, за весь советский период Елки оставались практически незатронутыми пропагандой территорией. Стали появляться новогодние фильмы, новогодние телепередачи. На отдельную историю потянет рассказ о телевизионном Голубом огоньке в формате «кабачок», запас прочности которого с легкость перешагнул четыре десятка лет. Стало привычным новогоднее обращение к народу первых лиц государства.
Ну и какой же праздник без угощений и застолья… Святочный период на Руси был долгим, от Рождества до Крещения, захватывал Новый год. Рождество открывало период Великого мясоеда, где главным украшением был жареный поросенок, для привлечения достатка ставили на стол гуся, пили мед, сбитень и хмель.

«Зима»
Борис Кустодиев, 1916
И только в XX веке появилось исключительно праздничное блюдо, даже вид которого для советского человека начинал праздник и в компании с алкоголем позволял многим оторваться от повседневной действительности. Но это было уже блюдо без буржуазных рябчиков, телячьих языков, черной паюсной икры и каперсов, но с соусом «Провансаль»! Сегодня этот салат во всех семьях называют «Оливье», но у каждой хозяйки есть свой фирменный рецепт и пара секретов его приготовления!
С Новым годом!
С новым счастьем!